Поощрение и наказание ребенка в семье

Поощрение и наказание являются часто используемыми методами воспитания ребенка. Не редко многие родители прибегают именно к ним, как к единственному способу воздействовать на ребенка, добиться желаемого поведения. Система поощрений и наказаний в семье необходима для того, чтобы обучать ребенка правилам жизни в том обществе, в котором он родился. Если родители неумело использую в воспитании ребенка поощрение и наказанием, то это может привести к негативным последствиям: повышению неуверенности в собственных силах и внутреннюю тревожность, снижение самооценки ребенка. Поэтому умение хвалить и наказывать ребенка является необходимым навыков для родителей.

Правила наказания

«Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, чувство униженности или ожесточенности».

Светлана Русова, педагог

1.Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Выбирайте разумные и взвешенные наказания. Они не должны подавлять в ребенке решительность и отвагу, вызывать страх и пессимизм, унижать. Недопустимо бить ребенка, такое наказание вызывает у него чувство обиды и озлобленности, а также, дает ему понять, что бить других допустимо и «нормально».

2. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

3. Наказание должно быть своевременным. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал, и не поймет, за что вы его наказываете.

4. Наказание должно носить временный характер: например, два дня нельзя играть на компьютере. При этом не стоит вспоминать прежние проступки ребенка, следует говорить только о том, за что следует наказание именно сейчас.

5. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра — нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

6. Обещали наказать    —       наказывайте.       Не стоит употреблять фразы «будешь баловаться — дядя заберет», «не уберешь игрушки — выброшу их» — такие угрозы долго не действуют. Озвучивайте то наказание, которые можете выполнить. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

7. Ребенок не должен панически бояться расправы. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей.

8. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

9. Не унижайте ребенка. Нельзя наказывать едой; бить; обзывать бранными словами, вешать ярлыки; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Важно оценивать именно данный поступок ребенка, а не его личность.

10. Не наказывайте за «случайно». При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви. Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания не обойтись, когда оно явно целесообразно.

11. Наказание может быть символическим. Например, сидение на месте — стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения — серьезное лишение.

Правила поощрения

  1. Хвалите ребенка не просто так. Преувеличенная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. За вежливость и чистоплотность необходимо хвалить сдержанно, подчеркивая, что это само собой разумеющиеся вещи. Особенно стоит хвалить за доброту, за помощь слабому, за нравственные поступки.
  2. Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему «Твое стихотворение меня очень тронуло».

3.Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. После того как ребенок убрал игрушки, скажите: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто!», а не «Какой ты у меня чистюля!»

4. Не давайте пустых обещаний. Обещанное вознаграждение должно быть обязательно получено.

5.Выражайте похвалу, описывая свои чувства. Между фразами «Прекрасно нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал кошку!» есть большая разница. Первое предложение абсолютно безлично. Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

5. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам.

6. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…». Ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать ребенка всегда ожидать ее.

Успехов вам в воспитании детей!

Материал подготовила педагог — психолог Кобзарь А.В.

Вам также может понравиться