Развитие эмоциональности дошкольника с помощью музыкальных произведений

Дошкольное детство – весьма непродолжительный отрезок в жизни человека, он длится не более семи лет. Но как раз в эти первые годы младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность, получая первоначальные базовые знания во всех сферах деятельности. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. О том, как музыка способна развивать эмоции у ребенка, мы сегодня и поговорим. Можно условно разделить музыкальные произведения на несколько видов.

Этюды шутки и этюды — игры,  решают двойную задачу: различные движения сочетаются с эмоциями, характерным настроением, помогают детям развивать музыкальную и эмоциональную выразительность во время  танцев и не разрушают способность ребенка играть и верить в то, во что они играют. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и небольшой запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку.

Игра «Улыбка»

Цель: развитие артистичности, обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями, формирование доброжелательных отношений между детьми; развитие умения осознавать себя в группе.

 Описание:

Заранее выбирается водящий. Дети, взявшись за руки, идут по кругу  танцевальным шагом.

Ничего не покупаем,

Ничего не продаем,

Лишь улыбки собираем

И прохожим раздаем.

Водящий поворачивается к ребенку, стоящему справа от него, прижимает ладони к своим губам (как бы беря свою улыбку, и передает ее рядом стоящему ребенку с правой стороны, раскрывая ручки навстречу данному ребенку, называет его имя и просит улыбнуться.

Обращается к ребенку (Имя) – улыбнись!

Ребенок, к которому обращаются, должен улыбнуться. Затем водящий берет за руки названного ребенка и делает полуповорот с ним, меняясь местами.  

Имя ребенка — повернись

Названный ребенок поворачивается к следующему и передает ему свою улыбку. Нужно, чтобы все дети улыбались по ходу игры, только тогда, когда назовут их имя и попросят улыбнуться.  Игра продолжается. «Улыбка должна пройти по всему кругу. Каждый ребенок должен поучаствовать в данной игре. 

Ничего не покупаем,

Ничего не продаем,

Лишь улыбки собираем

И прохожим раздаем.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, на конец фразы, все останавливаются и улыбаются, раскрыв руки в сторону). 

 Музыкальные игры — игры, основанные на пении с движениями; способствуют развитию музыкального слуха, воображения, эмоциональной сферы.

Музыкальная игра «Ассоциации»

Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональной сферы.

Ребенку предлагается для слушания из 3-4 специально подобранных музыкальных произведений. 

— Э. Григ «Утро»

— П.И. Чайковкий «Буря» ч. 2,

— А. Вивальди «Осень»

— В.А. Моцарт «Вальс цветов»

— Л. ван Бетховен «Лунная соната».

Дети слушают музыку и передают мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. Возможно, кто-то устно расскажет о своих мыслях и чувствах, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку и т. д.

Время прослушивания 5-7 минут. Если одного раза недостаточно, педагог предлагает повторное прослушивание музыкального  произведения           

Музыкальная игра «Зарисовки»

Цель: развитие музыкального слуха, воображения, развитие эмоциональности.

Педагог предлагает прослушать различные отрывки из музыкальных произведений

— П.И. Чайковский «Песня жаворонка»,

— Л. Ван Бетховен «Сурок»,

— И. Штраус, увертюра «Маленькая мышь»,

— В.А. Моцарт «Колыбельная».

Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.

Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, — 15-20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.                   

Музыкально – театральная игра «Пантомима»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети делятся на две группы.

Педагог играет мелодию или дает ее прослушать. Музыкаможет быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.

Затем ведущий дает время (5-7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.

По окончании отведенного времени, педагог еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой, плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.

Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.

«Хоровод»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число — не менее 4 человек.

Дети встают в хоровод, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.

Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет.

Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется, как положено, если против часовой стрелки — ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.

Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни                     

Хоровод «Ходим кругом»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу (хоровод, поют песенку,в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу).

Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

                                     

Музыкальная игра «Тропинка»

Задачи: движение в спокойном, умеренном темпе и импровизация несложных движений, соответствующих мягким, плавным, закругленным линиям-интонациям мелодии; соблюдение тишины и внимательное вслушивание в музыку, которая также звучит негромко; движение «змейкой», т. е. свободное определение в пространстве себя и идущих следом.

Педагог задает детям следующую эмоционально-образную ситуацию:

«Мы заблудились в сказочном лесу, в котором живут добрые и злые сказки.

Нам придется выходить из этого леса по извилистой тропинке («змейкой», двигаясь очень тихо, чтобы не разбудить злые сказки. А помогать нам будет музыка. Тот, кто оказывается первым в «змейке», будет ведущим. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения руками, показывающие, что он слышит музыку-помощницу, а остальные будут копировать его движения.

Когда ведущему надоест его роль, он может перебежать в хвост «змейки» и, таким образом, передать роль ведущего следующему з

Таким образом, мы видим, что нехитрые музыкальные игры, хороводы, театральные миниатюры, помогают раскрытию эмоциональности дошкольника, способствуют восприятию произведений искусства и выражению своих эмоций в музыкальной деятельности. Постепенно развивается эмоционально-чувственная культура, обогащается внутренний  эмоциональный мир каждого ребёнка.

                                                                       Материал подготовила Музыкальный руководитель Тюрина Л.В.

                                                                      

                                                                      

Вам также может понравиться