Музыкальная память – это способность сохранять музыкальный материал и затем его воспроизводить в соответствии с оригиналом.
Музыкальная память является значимой частью музыкальных способностей, таких как музыкальный слух и чувство ритма. При этом она помогает сохранить не только само произведение, но и эмоции, переживания человека в моменты прослушивания или проигрывания музыки. В этом ее уникальность и специфичность как процесса мозговой активности человека.
Об этом знали люди уже много сотен лет назад.
В процессе запоминания музыки участвуют все основные виды музыкальной памяти — двигательная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Какая из них будет играть более значимую роль – зависит от индивидуальных свойств личности самого музыканта.
В большинстве случаев самым главным ресурсом в запоминании музыки является слуховая, затем по значимости идут тактильная и двигательная память.
Великие музыканты
В истории известна феноменальная, крайне редко встречающаяся музыкальная память, которая заложена с рождения и проявилась без какого-либо предварительного развития в раннем детском возрасте. Таких музыкантов мы знаем, их имена запомнились на века.
Наиболее яркий пример – Вольфганг Амадей Моцарт. Его музыкальные возможности удивляют: ему было достаточно один раз прослушать музыкальное произведение, чтобы затем воспроизвести его на слух. Первый концерт состоялся, когда Моцарту было всего 3 года.
Еще один уникум — Вилли-Ферреро, он впервые дирижировал в возрасте 6 лет. Все проигрываемые произведения он держал в памяти, а затем мог уже по-своему воспроизводить музыку практически без подготовки
До 10 лет развивать способности к музыке намного проще — в этот период психика восприимчива, гибка. Ребенок любознателен, ассоциативный ряд формируется быстро и надолго. Фольклорные произведения, используемые на протяжении многих веков, являются эффективным средством для развития музыкальной памяти. Вот некоторые фольклорные игры, призванные эффективно помочь в развитии музыкальной памяти дошкольника.
:
ЖУЧОК – ПАУЧОК
В данной игре дети образуют круг, один или двое – в центре. Обычно сначала ведущим выбирается ребенок старшего возраста, уже умеющий импровизировать в движениях, танце. Дети помладше повторяют мелодию песни, текст, движения по ходу игры, запоминают. Когда накоплен достаточный опыт, маленький ребенок может выступить в роли ведущего.
Жучок – паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Мой веночек
В данном хороводе дети двигаются по кругу, ведущий с венком движется за кругом противоходом. Первую часть исполняют все дети, стоящие в хороводе. Вторую – ведущий. Задача солиста – запомнить мелодию, как можно мелодичнее её пропеть.
Дети в хороводе: Ты веночек, мой веночек,
Бело-розовый цветочек.
Нам куда, тебя, веночек, положить:
У кого, тебя, заветный, схоронить?
Ведущая: Положу, тебя, веночек,
Бело-розовый цветочек –
Под ракитовый кусточек.
Подойду я к хороводу,
Буду кланяться народу
Свой веночек покажу,
На головку положу!
Где был, Иванушка?
русская народная песня
В данной песне дети поэтапно запоминают последовательность животных и действия, связанные с ними, тем самым постепенно пропевают сначала малый объем теста, постепенно увеличивая его до максимального.
— Где
был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Курочку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где
был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Уточку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где
был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Барашка!
— Курочка по семечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Иванушка в горенке песенки поет.
— Где
был, Иванушка?
— На ярмарке.
— Что купил, Иванушка?
— Коровку!
— Курочка по сенечкам зернышки клюет,
Уточка по лужицам взад-вперед идет,
Барашек на лугу травку жует,
Коровка детям молоко дает,
Иванушка в горенке песенки поет.
Пошла млада за водой
русская народная песня
Пошла млада за
водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой
А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что формирование музыкальной памяти подразумевает использование комплекса мер, когда в процессе задействованы зрительные, двигательные, слуховые, логические ресурсы человека. Основа их развития — регулярность.
Музыкальная память соединяет в себе двигательное и художественное мышление, и совершенствование одного без другого не сможет дать нужного эффекта.
Когда исполняется музыкальное произведение, задействован весь прошлый опыт исполнителя. Чем больше в арсенале вариантов исполнения, тем качественнее будет выполнено произведение, и тем увереннее будет чувствовать себя музыкант.
Материал подготовила
музыкальный руководитель
Тюрина Лариса Викторовна