Создание условий для лёгкой адаптации к детскому саду детей раннего возраста

Чем младше ребёнок, тем профессиональнее должен быть воспитывающий его взрослый, как родитель, так и специалист – педагог, психолог.

К. Д. Ушинский

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни ребёнка и родителей. В это время наблюдаются изменения в параметрах здоровья малыша, его эмоциональной сфере, психической деятельности. Само слово адаптация означает приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке, которой и становится детский сад. Это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребёнка, расстройством сна, аппетита.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Существуют разные степени сложности адаптационного периода:

— лёгкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

— адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса; срок адаптации — 15–30 дней;

— тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация тогда длится около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста.

Показателем окончания периода адаптации является глубокий сон, хороший аппетит, активное поведение, бодрое эмоциональное состояние.

Кроме того, существует ряд факторов, которые влияют на успешность адаптации, готовность к ней:

1. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями.

2. Следующий фактор — возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Случается, что чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остаётся на всю жизнь как страх одиночества.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

3. Степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребёнка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнёров, ведь всё их внимание сосредоточено на предмете. Это означает, что процесс  адаптации  будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено (Л.Н. Галигузова), что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребёнка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

Поэтому легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собирать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора и т.д. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро перенасыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

4. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.

5. Следующий фактор связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребёнка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры — всё это может явиться причиной невротизации ребёнка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка, психологические особенности его родителей – вот основные критерии, по которым можно судить о степени готовности к поступлению малыша в ясли и благополучного привыкания к ним.

Чёткая совместно слаженная работа родителей, педагогов и благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Совсем скоро вы приведёте своих малышей в детский сад. И нам с вами необходимо объединить усилия для того, чтобы сделать пребывание детей здесь комфортным, интересным, познавательным и полезным. Это наша с вами общая цель!

Материал подготовила: педагог-психолог Асель Амангельдовна Каленова!

Вам также может понравиться