Всем людям временами свойственно испытывать тревогу, и дети дошкольного возраста не исключение. Тревога — это эпизодическое проявление беспокойства, вызванное какой-то ситуацией. Если тревога становится хронической и интенсивной, переходит в устойчивое состояние по незначительным причинам, или проявляется без явных причин или угрозы, то здесь речь уже идет о тревожности, которая становится чертой характера. Повышенная тревожность — одна из распространённых психологических проблем детей, которая может быть признаком тревожного расстройства. Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, пассивности и замкнутости, снижению работоспособности. Тревожные дети часто избегают различных видов деятельности, испытывают сложности в коммуникации и межличностных отношениях с окружающими, могут испытывать чрезмерное беспокойство по поводу разлуки с родителями. Тревожным детям сложно удерживать внимание на чем либо, у них беспокойный сон, они боятся трудностей, боятся оказаться в центре внимания, неуверенные в своих силах.
Причинами повышенной тревожности дошкольников могут быть:
- особенности воспитания (гиперконтроль со стороны родителей, завышенные требования к ребенку или несоответствующие возрасту ребенка, страх ребенка не оправдать ожидания родителей, гиперопека родителей не дает возможности ребенку проявить самостоятельность, требования к ребенку, которые противоречат друг другу, непоследовательность в воспитании и т.д.);
- переутомление и недосыпание;
- нервное перенапряжение, стресс;
- боязнь повторения какого-либо негативного опыта;
- генетические особенности работы нервной и эндокринной систем;
- чрезмерное использование гаджетов, просмотр контента не по возрасту ребенка;
- побочный эффект от применения медикаментозных препаратов.
Рекомендации по снижению тревожности у детей:
- Родителям нужно создать дома гармоничную и спокойную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и в полной безопасности.
- Родительские требования должны быть адекватны возрасту, способностям и возможностям ребенка, так необходимо требования пересмотреть и возможно снизить их.
- Общайтесь с ребенком спокойно, не повышайте тон, не кричите на него или в его присутствии. Ребенок не должен бояться родителей, поэтому старайтесь вести с ним конструктивный диалог.
- Не пугайте ребенка, не угрожайте ему физическим наказанием или нереальными действиями, которые ребенок воспринимает всерьёз («Вызову полицию, отдам тебя чужой тёте если не будешь слушаться и т.п.»).
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
- Совместно с ребенком найдите ему хобби, в котором он может развивать свои способности и преуспеть.
- Не подрывайте авторитет других людей при ребенке (тренера, педагога).
- Не нужно требовать от ребенка проявления смелости, или резко погружать его в непривычную новую обстановку, ребенку нужно постепенно привыкнуть к чему-то новому.
- Откажитесь от чрезмерной критики ребенка, лучше переведите критику в разряд советов или инструкций.
- Поддерживайте ребенка, хвалите за успехи и старания, способствуйте формированию адекватной самооценки у ребенка, развивайте уверенность в своих силах, умение справляться с трудностями, умение обращаться при необходимости за помощью.
- Старайтесь соблюдать последовательность и единую линию в воспитании от всех членов семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения или неопределенности в отношении реакции на воспитательный процесс.
- Повышайте уровень доверия между вами и ребенком, обращайтесь к ребенку ласково по имени, проявляйте тактильность — чаще обнимайте ребенка.
- Обучайте ребенка управлять своим поведением, обучайте расслаблению, с этой целью можно использовать различные игры и упражнения.
- Нередко бывает так, что тревожностью родителей или других членов семьи «передается» ребенку, поэтому родителям необходимо также уделить внимание своему эмоциональному состоянию и переживаниям.
- При выраженной тревожности у ребенка, когда выполнение вышеперечисленных рекомендаций не приносят результата, необходимо обратиться за консультацией к психологу.
Будьте внимательны к своим детям, проявляйте заботу и понимание!
Материал подготовила педагог-психолог А.В. Ягофарова