Тревожный ребенок, как помочь?

Всем людям временами свойственно испытывать тревогу, и дети дошкольного возраста не исключение. Тревога — это эпизодическое проявление беспокойства, вызванное какой-то ситуацией. Если тревога становится хронической и интенсивной, переходит в устойчивое состояние по незначительным причинам, или проявляется без явных причин или угрозы, то здесь речь уже идет о тревожности, которая становится чертой характера. Повышенная тревожность — одна из распространённых психологических проблем детей, которая может быть признаком тревожного расстройства. Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, пассивности и замкнутости, снижению работоспособности. Тревожные дети часто избегают различных видов деятельности, испытывают сложности в коммуникации и межличностных отношениях с окружающими, могут испытывать чрезмерное беспокойство по поводу разлуки с родителями. Тревожным детям сложно удерживать внимание на чем либо, у них беспокойный сон, они боятся трудностей, боятся оказаться в центре внимания, неуверенные в своих силах.

Причинами повышенной тревожности дошкольников могут быть:

  • особенности воспитания (гиперконтроль со стороны родителей, завышенные требования к ребенку или несоответствующие возрасту ребенка, страх ребенка не оправдать ожидания родителей, гиперопека родителей не дает возможности ребенку проявить самостоятельность, требования к ребенку, которые противоречат друг другу, непоследовательность в воспитании и т.д.);
  • переутомление и недосыпание;
  • нервное перенапряжение, стресс;
  • боязнь повторения какого-либо негативного опыта;
  • генетические особенности работы нервной и эндокринной систем;
  • чрезмерное использование гаджетов, просмотр контента не по возрасту ребенка;
  • побочный эффект от применения медикаментозных препаратов.

Рекомендации по снижению тревожности у детей:

  1. Родителям нужно создать дома гармоничную и спокойную обстановку, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и в полной безопасности.
  2. Родительские требования должны быть адекватны возрасту, способностям и возможностям ребенка, так необходимо требования пересмотреть и возможно снизить их.
  3. Общайтесь с ребенком спокойно, не повышайте тон, не кричите на него или в его присутствии. Ребенок не должен бояться родителей, поэтому старайтесь вести с ним конструктивный диалог.
  4. Не пугайте ребенка, не угрожайте ему физическим наказанием или нереальными действиями, которые ребенок воспринимает всерьёз («Вызову полицию, отдам тебя чужой тёте если не будешь слушаться и т.п.»).
  5. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  6. Совместно с ребенком найдите ему хобби, в котором он может развивать свои способности и преуспеть.
  7. Не подрывайте авторитет других людей при ребенке (тренера, педагога).
  8. Не нужно требовать от ребенка проявления смелости, или резко погружать его в непривычную новую обстановку, ребенку нужно постепенно привыкнуть к чему-то новому.
  9. Откажитесь от чрезмерной критики ребенка, лучше переведите критику в разряд советов или инструкций.
  10. Поддерживайте ребенка, хвалите за успехи и старания, способствуйте формированию адекватной самооценки у ребенка, развивайте уверенность в своих силах, умение справляться с трудностями, умение обращаться при необходимости за помощью.
  11. Старайтесь соблюдать последовательность и единую линию в воспитании от всех членов семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения или неопределенности в отношении реакции на воспитательный процесс.
  12. Повышайте уровень доверия между вами и ребенком, обращайтесь к ребенку ласково по имени, проявляйте тактильность — чаще обнимайте ребенка.
  13. Обучайте ребенка управлять своим поведением, обучайте расслаблению, с этой целью можно использовать различные игры и упражнения.
  14. Нередко бывает так, что тревожностью родителей или других членов семьи «передается» ребенку, поэтому родителям необходимо также уделить внимание своему эмоциональному состоянию и переживаниям.
  15. При выраженной тревожности у ребенка, когда выполнение вышеперечисленных рекомендаций не приносят результата, необходимо обратиться за консультацией к психологу.

Будьте внимательны к своим детям, проявляйте заботу и понимание!

Материал подготовила педагог-психолог А.В. Ягофарова

Вам также может понравиться