Самостоятельность важное и необходимое качество в жизни каждого человека, которое необходимо начинать развивать с детства, поэтому перед взрослыми стоит задача способствовать формированию данного качества у детей, и создавать благоприятные условия для этого.
Проявление самостоятельности в детском возрасте заключается в способности ребенка что-то делать и выполнять привычные действия без помощи взрослого, проявлять элементарный самоконтроль и уметь дать оценку своей деятельности, переносить известные способы действия в новые условия, осознанно действовать в ситуациях с определенными требованиями и условиями деятельности.
Быть самостоятельным не значит только уметь выполнять какое-то действие без помощи взрослого, это также способность ставить перед собой новые задачи и находить пути их решения. Самостоятельность не является полной свободой действий и поступков, она всегда соответствует принятым в обществе нормам и правилам.
Как научить ребенка быть самостоятельным?
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Развитие самостоятельности в игровой деятельности происходит непроизвольно. Задача взрослого на начальных этапах организовывать игровую деятельность, предлагать разные сюжеты, давать ребенку роль. В игровых ситуациях у ребенка повышается активность, и со временем ребенок сам станет вести сюжет, выбирать свою роль. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность».
- Физическая и бытовая самостоятельность начинает формироваться у детей в период кризиса 3-х лет, когда ребенок начинает себя осознавать отдельной личностью, а любая деятельность сопровождается фразой «Я сам». У детей начинает формироваться воля и они стремятся сами делать выбор и привычные дела без помощи взрослого. Ребенок сам начинает есть, пытается самостоятельно одеваться, мыть руки. В этот период родителям необходимо запастись терпением и предоставить сферу деятельности, где ребенку посильно проявлять самостоятельность, например, самостоятельно выбирать, какую надеть футболку из двух предложенных и т.п. Не делайте за ребенка, то что он может сделать сам – не мешайте ребенку, пусть сам ест, сам выберет одежду на прогулку и в детский сад, сам заправляет постель.
- В старшем дошкольном возрасте формированию самостоятельности наравне с игрой способствует так же трудовая деятельность. В трудовой деятельности ребенок формирует для себя цель, планирует свои действия, выбирает средства реализации своего плана, проявляет волевое усилия, чтобы достичь поставленной задачи. Выполнения простых и посильных возрасту поручений взрослых и имея обязанности по дому у ребенка формируется привычка к трудовому усилию, а по мере усвоения трудовых навыков ребенок приобретает самостоятельность в выполнении действий, учится выполнять их правильно, аккуратно, внимательно.
- Формирование личностной самостоятельности сложный процесс, в результате которого дети учатся принимать самостоятельно решения, и затем видеть последствия этих решений. Начало формирования личностной самостоятельности закладывается в раннем возрасте, когда родители предлагают ребенку сделать собственный выбор. Для этого можно предлагать ребенку несколько вариантов на выбор, например «мы пойдем гулять в парк или на площадку?», «если ты сейчас не соберешь игрушки, мы не успеем на мультфильм, поэтому или ты сейчас наведешь порядок, или мы остаемся дома». Не всегда необходимо ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с негативными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Воспитание самостоятельности это длительный и постепенный процесс, поэтому ребенку необходима ваша поддержка. Таким образом, похвала и поощрение оказывают положительное влияние на данный процесс. Положительная оценка и одобрение действий ребенка, обращение внимания на успехи ребенка в его деятельности помогает ему поверить в себя и собственные силы, побуждает его проявлять волевое усилие. Благодаря чему, у него сохраняется мотивация в дальнейшем поступать так же, проявляя самостоятельность.
Педагог — психолог Кобзарь А.В.