На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок может путать близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её.
С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты. Причинами данной проблемы могут быть:
1. Недостаточность зрительного восприятия
При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.
2. Зрительно-пространственная несформированность
Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.
3. Недостаточное развитие зрительной памяти.
В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.
Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго.
Чтобы устранит данные причины, препятствующие запоминанию буквы, предлагаю использовать следующие игры и упражнения:
«Раскрашиваем»
Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:
— раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;
— раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;
— использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).
«Укрась букву»
Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками и пр.
«Половинки» – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.
Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.
«Мемори»
Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.
Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх. Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.
Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше! Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.
«Буквоед»
У вас дома может появиться веселый Буквоешка. В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков — прорези в коробке). Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках): Кормим человечков (каждому человечку свою букву).
«Конструируем»
Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку.
«Обводилочка»
Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.
Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами.
«Связь букв и звуков»
На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику! И т.п.
«Найди!»
Найди на картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!
Желаю Вам успехов в занятиях с ребенком!
Материал подготовила: учитель-логопед Ганасюк Ольга Викторовна