С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к учителю-логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь? Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
Развитие правильного дыхания
Чтобы ребенка научить правильно дышать, можно использовать простую дыхательную гимнастику:дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера, воздушные шары, сдувать с ладони ватку, перышко.
Развитие мелкой моторики
Упражнения на развитие мелкой моторики должны проводиться систематически. Обыгрывание с детьми потешек, использование игр с бусинами, крупой, задания с пластилином, конструктором, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание, а также выполнение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики:
Развитие артикуляционной моторики
Нужно играть язычком, губами, чтобы развить мышцы губ и языка.
1. Максимально открывать и закрывать ротик
2. Вытягивание губ в улыбочку
3. Вытягивание губ в трубочку
4. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки, а затем надувать
Развитие чувства ритма
Чувства ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить., а это значит формирование умения двигаться в такт с музыкой. А формированию и тренировке способствуют упражнения утренней гимнастики, также игры на детских музыкальных инструментах, исполнение песенок.
— Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими его. Уважаемые родители! Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице, например: идет машина – она красная, она большая; бежит собака – она маленькая, добрая, красивая. Также во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух, например: ложка, кастрюля, и продукты – яблоко, морковь, капуста.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. Здесь можно проводить игры на развитие слухового внимания:
— Узнать звучание барабана, бубна или другого музыкального инструмента.
Фонематический слух – это способность воспринимать звуки речи, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения.
Игры на развитие фонематического восприятия:
— «Угадай, чей голос» (ребенку завязывают глаза, он отворачивается, затем по – очереди зовут его по имени, ребенок должен угадать, кто его позвал).
Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляцию. И подражать вам.
Желаю удачи!
Информацию подготовила учитель-логопед Ганасюк О.В.