«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Уважаемые родители! Мы предлагаем вам игры и упражнения, которые, не требуя большой подготовки, помогут вам подготовить ребенка к школе.
1) «Большой-маленький»: взрослый называет один предмет, а ребенок – маленький: Дом – домик, песок — песочек, шишка — шишичка и т. д.
2) «Один-много»: образовать множественное число имен существительных: кастрюля — кастрюли; чашка — чашки и т.д.
3) Упражнения на согласование числительного с существительным – «Посчитай»: 1 груша, 2 груши, 3…..и так далее до 5.
4) Учим образовывать относительные прилагательные: шапка из меха – меховая; из шерсти — …, из кожи — …, сок из яблок – яблочный….
5) Учим образовывать притяжательные прилагательные: голова у собаки – собачья, у белочки – беличья, у кошки — … , у кролика — …и т.д.
6) Назови детенышей животных: у слона – слонята, у лисы-.., у лося-.., и т. д. 7) Про что мы можем сказать – Моя? Мой? Моё? Мои? (на согласование местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, мое блюдце, мои тарелки).
8 ) Подобрать
слова на каждый звук. Р У
Ч К А рот
Уля час кот Аня
роза угол чаша каша
аист рукав улица чехол
корка астра
«Игра в слова»: от слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое
последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:
дом-мак-кот-топор-рука и т. д.
10) Определение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?). (Столько слогов в слове, сколько гласных).
11) Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
12) Назвать гласные в слове (лужа, пила, лом, канава).
13) Определение количества слов в предложении и их последовательность. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое первое? второе? третье?).
14) Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
15) Придумывание предложений по сюжетной картинке.
16) «Деформированный текст»: детям предлагается составить предложение из слов: Орехи, в, белка, прячет, дупло. По, зайка, лесу, прыгает.
17) Игры «Найди отличия на двух картинках».
18) «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».
19) Назови соседей числа.
20) Какой цифры не хватает?1 2 3 5 6 7 9
21) Назови дни недели.
22) Назови осенние месяцы, зимние, весенние, летние.
23) Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (крышка стола, лист бумаги т.д.)
24) Выкладывайте из счетных палочек изображения предметов: пусть ребенок выложит изображение предмета по вашему образцу, а потом придумает свое изображение.
25) Кто что делает (обогащение словаря словами-действиями): Что делает повар? Что можно сделать с яблоком?
26) Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например »а»). Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: Зачеркни букву «А», а букву «Б» подчеркни
27) Упражнение на развитие мыслительных операций –
«Сравни предметы»: муха и бабочка, девочка и береза, пианино и скрипка и т.д.
28) Упражнения на классификацию предметов: назови слова, обозначающие деревья, домашних животных, посуду, мебель, воздушный транспорт и т.д.
29) «Четвертый лишний»: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука.
30) Игра развивающая мышление, сообразительность
«Как это можно использовать»: предложите ребенку найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш»: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.
31) Игра: «Скажи наоборот» (антонимы): веселый – грустный, продавать-покупать, быстрый – медленный и т.д.
32) Придумать слова – «приятели» (синонимы) к данным словам: здание – (дом), идти — (шагать).
33) Подобрать как можно больше предметов (существительных) к названию действия (глаголу): Бежит: кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег).
34) Придумать, как можно больше слов – определений: солнце (какое?) лучистое, ласковое, весеннее, яркое и т. д. мяч (какой?) и т.д.
35) Придумать, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?»: солнце (что делает?) светит, греет, припекает и т.д.
Успехов вам!
И в заключении мы хотим напомнить вам азбучные истины:
1. Верьте в силы ребенка и помогите обрести эту веру ему.
2. Будьте умелым помощником, оставляя в душе малыша ощущение самостоятельности поиска и действия.
3. Не давайте ребенку останавливаться и топтаться на месте, пробуждайте интерес ко все более трудным задачам.
4. Обучайте в игре, ведь детство — такая короткая пора для этого увлекательнейшего способа познания.
5. Не забывайте о том, что ребенок очень хочет стать взрослым и подражает вам во всем.
6. Будьте искренни, не носите масок!
7. Сопереживайте: радуйтесь и огорчайтесь вместе с ребенком.
8. Пусть наши дети будут умнее, добрее и прекраснее нас!
Материал подготовила учитель — логопед Камаева Е.В.