Осень — это удивительное время года, когда листья меняют свой цвет на красивые оттенки желтого, оранжевого и красного, и начинают падать с деревьев, создавая ковер из осенних листьев под ногами. Для детей осень может быть невероятно интересным и захватывающим временем, полным удивительных явлений и возможностей для изучения окружающего мира и развития речи у детей.
Предложите своему ребенку отправиться на осеннюю прогулку и наблюдать изменения в окружающей природе. Расскажите о том, как меняется растительный мир осенью, как готовятся животные к зиме, как меняется погода. Поддерживайте интерес к природе, задавайте вопросы и развивайте наблюдательность.
Проведите с детьми занятия, посвященные осени. Например, можно сделать коллаж из осенних листьев, сделать рисунок с использованием красок осенних оттенков, смастерить поделку в виде животного, готовящегося к зиме. Такие занятия не только развивают творческие способности, но и помогают лучше понять и полюбить осень.
Осень — это время урожая, когда можно познакомить детей с различными видами фруктов и овощей, рассказать об их полезных свойствах и приготовить вместе вкусные блюда. Обсудить какие заготовки готовят на зиму – компот, варенье (поиграть в речевую игру «Какое варенье?», «Какой компот?». Например: компот из малины какой? – малиновый, из яблок – яблочный, из вишни – вишневый).
Используйте окружающую природу как источник игровых заданий и активностей. Одним из увлекательных способов является создание осеннего альбома, где каждый лист будет представлять отдельный элемент осенней природы: листья, шишки, плоды. Ребенок может рассказывать о найденных предметах, описывать их цвет, форму и текстуру, а также делиться своими впечатлениями.
Также стоит проводить речевые игры на свежем воздухе. Например, собирая листья, можно предложить детям назвать их цвета, количество или рассказать, какие это листья – дубовые, березовые, кленовые и т.д.
Важно не забывать о чтении книг на осенние темы. Чтение вслух может стать основой для обсуждений и стимулировать детское воображение. Через такие игры и занятия развивается не только речь, но и любовь к окружающему миру.
Читаем осенние сказки с малышами:
- Владимир Сутеев «Яблоко»
- Сергей Козлов «Осенние корабли»
- Владимир Сутеев «Мешок яблок»
- Иван Крылов «Стрекоза и муравей»
- Сергей Козлов «Осенняя сказка»
- Сергей Козлов «Лисичка»
За окном осенний листопад, а вместе с ним и радость новых открытий и увлекательных занятий. Погрузимся в мир осени вместе с детьми и откроем для себя все ее удивительные стороны. Каждая прогулка, каждое творческое занятие с детьми — это возможность сделать осень еще более яркой и запоминающейся. Вспомните названия осенних месяцев с ребенком, признаки осени.
Речевые игры: (найдены на просторах интернета)
1.Игра «Один – много»
Цель: обучение детей умению согласовывать прилагательные с существительными при изменении числа.
Солнечный день – солнечные дни
Серое облако – серые облака
Красивое дерево —
Холодный дождь —
Резиновый сапог –
2.«Говори наоборот»
«Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: солнечный – пасмурный, весенний – осенний, тёплый – холодный, мокрый – сухой и т.д.
3. «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
… дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
… сыро — сырая,
… хмуро — хмурая,
… солнечно — солнечная,
… ясно — ясная.
4.«Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
Информацию подготовила: учитель-логопед Ракульцева Л.Э.