(Речевое развитие детей от одного года до трёх лет.)
После 1,5 лет словарный запас малыша начинает бурно развиваться. Количество усвоенных слов к 2 годам увеличивается до 200—300. Ребенок начинает говорить – простыми фразами. Сначала они состоят из двух слов, а затем — из трех-четырех.
В возрасте 1,5 лет главным в усвоении родной речи, стоит ее понимание, при этом в этом возрасте не просто малыши узнают предметы, а понимают предложение из 3-4 слов. Ребенок понимает предлоги НА, В, например, если ребенка попросить: «Положи карандаш НА стол» или «Положи карандаш В стол», то он без ошибочно выполнит Вашу инструкцию. Понимает значение слов «Вверх», «Вниз». Чтобы проверить нужно попросить ребенка: «Подними руки вверх» или «Опусти руки вниз».
Что в 1,5 ребенок умеет говорить сам?
- Может произносить слова из 3 слогов. Количество слов произносимых ребенком от 5 до 30.
- Повторяет за взрослыми голоса животных.
- Разглядывая книжку с картинками, отвечает на вопрос: «Что это?».
- Строит самую простую фразу, например: «Ляля бай-бай» — ляля спит, или «Собака гав-гав».
К двум годам ребенок знает уже 200 – 300 слов, речь малыша становится основным средством общения, он употребляет названия предметов и игрушек, с которыми постоянно играет, дети задают простые вопросы «что это?», «кто это?»
Как развивать речь ребенка?
- Расширяйте словарный запас. Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.
- Повторяйте друг за другом. Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами
- Стимулируйте мелкую моторику. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.
- Введите в режим чтение. Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.
- Спойте, друзья! Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.
- Выключите компьютер и телевизор. Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.
- Немного хитрите. Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!
- «Не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.
- Проявляйте внимание. Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.
Не уставайте разговаривать с ребенком! Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к специалисту!
«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
(В. А. Сухомлинский)
Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстро учатся писать, рисовать, обладают хорошей памятью. Если у ребенка ловкие и подвижные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. Для ребенка пальчиковые игры — это мостик между ним и окружающим миром.
1.«Капустка»
Мы капустку рубим-рубим.(двигаем ладошками вверх-вниз)
Мы морковку трем-трем,(потираем один кулачок о другой)
Мы капустку солим-солим(собираем пальчики).
Мы капустку жмем-жмем.(сжимаем и разжимаем кулачки)
2. «Замок»
На стене висит замок (пальчики в замок)
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком постучали( кулачок о кулачок)
Мы замочек повертели (повертели ручками в одну сторону)
Мы замочек покрутили (повертели ручками в другую сторону)
И потом его открыли (разжали пальчики)
3. «Мышка»
Раз, два, три, четыре, пять (перебираем пальчики)
Вышла мышка погулять (постукивание пальчиками по бедрам)
Мышка лапками скребет (пальчиками скрести по коленкам )
Сыра корочку найдет.
Съела мышка корку (пальчиками пошевелить около рта)
Убежала в норку. (спрятали ручки за спину)
4. «Повстречались»
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы).
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Два щенка: «Ав-ав!»,
Два жеребенка: Иго-го!»,
Два тигренка: «Рр-р!»
Два быка, Смотри, какие рога. «Му-у»
Информацию подготовила:
учитель – логопед Ракульцева Л.Э.