Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы. Мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции. Даёт ему прекрасные образцы русского литературного языка.
«Детская книжка нужна ребёнку не вместо взрослого, вместе с взрослым. Иначе место в душе ребёнка, принадлежащее вам, займёт кто – то другой, и хорошо, если это будет Карлсон» В. Леви.
Сегодня мы с сожалением говорим, что чтение занимает в жизни наших детей всё меньше и меньше места.
Что же теряют наши дети и мы сами от того, что из нашей жизни уходит чтение?
Наиболее эффективной формой в решении этой задачи является совместное чтение. Это прекрасная возможность провести вечер с пользой в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.
Специалисты в области детского чтения единодушно считают, что воспитывать в ребёнке читателя необходимо с того момента, когда ребёнок может быть лишь слушателем. Необходимо в ребёнке воспитывать не только умения воспринимать текст произведения, но и формировать собственные суждения о героях и их взаимоотношениях. Можно сделать малышу книжку с его именем, названием на обложке, помещая в неё всё, что связано с жизнью ребёнка.
Предлагая ребёнку почитать, стремитесь к созданию особой атмосферы доверительного общения. Можно ввести семейную традицию «вечернее чтение».
О чём надо помнить, прежде чем взять в руки книгу:
- Необходимо помнить о возрасте ребёнка и вдумчиво подбирать книги, учитывая интересы и имеющийся жизненный и читательский опыт детей.
- Необходимо объяснять ребёнку слова, которые ему незнакомы. Язык сказок бывает сложным: диалектные, устаревшие, вышедшие из широкого употребления слова затрудняют понимание смысла произведения. Лучше будет не читать, а рассказывать сказку, в лицах представлять то, о чём говориться.
- Взрослый должен читать ребёнку не спеша, ясно выговаривая звуки речи, поскольку детское восприятие отличается тем, что ребёнок не всегда различает звуки речи, в результате может понять звучащий текст по – своему, так, как понятно только ему.
Маленькие хитрости для мотивации большого читателя.
- Начиная чтение, всегда акцентируйте внимание ребёнка на названии книги и имени её автора.
- Прочитайте любимые произведения из вашего детства, объясните, почему вы полюбили именно их.
- Обращайте внимание детей на бережное обращение с книгой.
- Рассматривайте вместе с ребёнком иллюстрации, обсуждайте прочитанное.
- Если ваши дети уже умеют читать, не прерывайте традицию совместного чтения (часто сосредоточившись на складывании букв, ребёнок не понимает смысл прочитанного).
- Обращайте внимание на нравственные понятия: правда и ложь, добро, зло и т. д.
- В круг чтения детей 6-7 лет вводите периодику (газеты, журналы).
- Организуйте издание собственного журнала или газеты, куда будете помещать детские стихи, рисунки, совместные произведения.
- Не ленитесь, ведите читательский дневник своего ребёнка, читайте его вместе – это может стать семейной традицией.
- Сохраняйте все купленные ребёнку книги, периодически перечитывайте их, берегите – это ценные экземпляры детской домашней библиотеки.
Как научить ребёнка беречь книги.
- Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
- Не читать во время еды.
- Не загибать листы, пользоваться закладкой.
- Класть книгу только на чистый стол.
- Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
- Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу.
- Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
- Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал?
- Попросите ребёнка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.
- Как описана природа?
- Какие слова и выражения запомнились?
- Чему научила книга?
- Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
- Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Толстые книги.
Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
Чтение перед сном.
Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Читайте каждый день.
Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Игры с книжками.
«Прятки с книжкой»
Покажите ребёнку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где – ни будь в комнате. Он с удовольствием отправиться на её поиски, когда найдёт, наградой ему будет прочтение этой книги.
«Угадай о чём книга»
Дайте ребёнку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.
«Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребёнку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
«Закончи сказку»
Вы рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки. Ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки.
«Прыг – ив другую сказку»
Предложите ребёнку сочинить новую сказку про известного ему героя. Что ещё могло с ним случиться?
Читайте вместе с детьми, слушайте как читает вам ваш ребенок!
Материал подготовила учитель — логопед Камаева Е.В.