Зима — прекрасное и завораживающее взгляд время года. На улице ясная морозная погода, падает снег. На окнах появляются причудливые рисунки. Когда зимой на улице сильный мороз, то сначала даже не хочется выходить из дома. Однако когда идёшь по заснеженной улице, а снег под ногами весело скрипит, на сердце становится так радостно! Найдите время и обсудите со своим малышом эту прекрасную пору!
1. Игра «Скажи какой?»
Снег (какой?) —
Мороз (какой?) —
Сосулька (какая?) —
Зима (какая?) –
Ветер (какой?) –
Небо (какое?) –
2. Игра «Найди похожие слова»
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик…
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье…
Мороз — морозный, морозить, замораживать…
Лёд — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололёд…
3. Игра «Отвечай-ка».
Взрослый называет слова, ребенок их меняет. Например: Зима, снежная баба, снеговик, метель, елка и т.д.
Нет чего? – зимы; снежной бабы и т.д.
Рад чему? – зиме и т.д.
Вижу что? – зиму и т.д.
Доволен чем? – зимой и т.д.
Говорю о чем? – о зиме и т.д.
4. «Посчитай – ка».
Взрослый называет слова, ребенку необходимо посчитать их от одного до пяти (правильно называя окончания слова).
Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев.
Один саночник – два саночника – пять саночников.
Один лыжник — два лыжника – пять лыжников.
Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов.
Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов.
Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков.
Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб.
5. «Кому что нужно»
Клюшка нужна хоккеисту;
коньки нужны…;
санки — …;
лыжи — …;
шайба — … .
6. Поговорите с ребенком о….
Как ты заметил(а) наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимние забавы и развлечения.
7. «Один — много».
Снег – много снега
Зима – много зим
Мороз – много морозов
Звезда – много звезд
День – много дней
Узор – много узоров
Ночь – много ночей
Снежинка – много снежинок
Снеговик – много снеговиков
Санки – много санок
Например: буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава.
8. «Назови ласково».
Зима – зимушка,
Мороз – морозец,
Холод – холодок,
Снеговик – снеговичок,
Метель – метелица,
Снег – снежок,
Елка – елочка и т.д.
9.«Наоборот».
Взрослый произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
10.«Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
Играйте с ребенком в речевые игры – они способствуют обогащению словаря, развитию грамматического строя речи, памяти, мышления.
Желаем успехов!
Материал подготовила: учитель – логопед Ракульцева Л.Э.