
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Одним из этапов логопедического занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.
- Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
- Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
- При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».
- Если ребенок выполняет упражнения недостаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено. Важно, чтобы логопед и ребенок сидели перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
- Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.
- Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.
- Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Артикуляционные упражнения
«Окошко» — На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
«Лягушка» — Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти.
«Хоботок» — Губы и зубы с напряжением сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
«Лопаточка» — Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
«Трубочка» — Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
«Толстячок» — Надувание обеих щек одновременно.
— Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка
воздуха из одной щеки в другую).
«Худышка» — Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«Причешем язычок» — Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
«Часики» — Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели» — Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Чашечка» — Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«Бублик» — Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении до пяти.
«Лошадка» — Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок» — Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
«Гармошка» — Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет правильное дыхание. Оно очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Комплекс дыхательных упражнений
1. СНЕГ
Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.
2. КОРАБЛИКИ
Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.
3. ФУТБОЛ
Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.
4. ПУЗЫРЬКИ
Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.
5. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.
6. ДУДОЧКА
Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.
7. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.
8. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.
Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.
9. СВЕЧА.
Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.
10. КОСАРИ.
Упражнение выполняется маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».
В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.
При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;
Произносить на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:
АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …
АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …
Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:
ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …
ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …
ФА-ФА—ФА-ФА-ФА, ХА-ХА—ХА-ХА-ХА
Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:
ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ
ХО — ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА
ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО
В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.
Играйте с детьми в эти игры и речь детей станет четкая и внятная. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Артикулярный аппарат детей укрепляется, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь

Материал подготовила учитель-логопед Елена Викторовна Камаева